Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Рыночный спрос, количество спроса и закон спроса
Рыночный спрос, количество спроса и закон спроса
В сферу обмена (на рынок) каждый потребитель выходит со своими линиями потребления по цене и по доходу, потому что у каждого потребителя свой бюджет и свои потребности. Потребности – нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма – удовлетворяются при предъявлении спроса. Спрос – это экономическая категория, которая отражает отношения по поводу признания соотношения между количеством товара и уровнем его цены. Данные отношения потребители демонстрируют фактом покупки товаров. Пока товар не куплен, потребители сопоставляют свои потребности со своим бюджетом и с ценами. Результатом сопоставления является предъявление спроса, то есть покупка определенного количества товара по определенной цене.
Общее количество купленного товара за определенный промежуток времени равно сумме количества товара, купленного каждым покупателем в разное время по разной цене. Средняя цена отражает результат принятия решения не одним покупателем, а многими.
Массовое явление, которое выражается в установлении соотношения между количеством спроса и ценой имеет силу закона спроса: чем ниже цена, тем больше количество спроса, и наоборот.
Зависимость количества спроса от различных факторов можно описать с помощью корреляционного уравнения:
QD =b0 + b1х1 + b2х2 + b3х3 + b4х4 + b5х5 + b6х6+ b7х7 + b8х8,
где QD – количество спроса;
b0 — свободный член уравнения (отражает количество спроса, зависящее от неучтенных факторов);
b1, …, b9 — коэффициенты соотношения между факторами и количеством спроса, которые показывают, как изменится количество спроса в ответ на изменение фактора (х1, …, х8) на единицу;
х1 — цена продукта, для которого изучается спрос;
х2 — цены на товары-заменители;
х3 цены на товары-комплементы (дополняющие товары);
х4— средний доход на душу населения;
х5 — распределение доходов среди населения;
х6 — вкусы и предпочтения потребителей;
х7 — ожидания населения;
х8 — количество покупателей изучаемого продукта;
х9 — фактор времени, отведенного на покупку.
Главный фактор – цена. Цена вычисляется как средняя величина, то есть
где Р – средняя цена, руб./ед.;
Р1 – цена при отдельной покупке, руб./ед.;
n – количество покупок.