Лесная экономика — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЛАТЫ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЛАТЫ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ
В условиях частного лесовладения лесные таксы (корневые цены) представляют собой установленные лесовладельцем цены на отпускаемый лесопромышленникам и крестьянам лес на корню. В основе лесных такс лежат корневые цены, которые характеризуют вероятный в данных экономических условиях наивысший размер дохода от леса.
На деле продажа леса на корню лесопромышленникам производится не по корневым ценам и не по таксам, а по ценам, складывающимся в соответствии со спросом и предложением, так как лес на корню, как правило, реализуется с торгов. В результате монополии лесовладения лесопромышленник должен уплатить определенную сумму денег за право приложения сво—его капитала в рубке ему не принадлежащего леса. Эта сумма и является ценой леса на корню. Она не выражает стоимости леса на корню, а представляет собой ренту с лесов, т. е. форму присвоения лесовладельцами той части прибыли, созданной рабочими на лесозаготовках, которая остается за вычетом средней прибыли на капитал лесопромышленника.
Корневые цены при капитализме всегда включают абсолютную, а на средних и лучших участках — еще и дифференциальную ренту. Но в том и другом случае корневая цена является формой присвоения лесовладельцами части прибавочной стоимости, созданной рабочими на лесозаготовках и в сфере последующего производственного потребления лесоматериалов.
В капиталистическом лесном хозяйстве определение доходности хозяйства при лесоустройстве производят посредством корневых цен на лес (ожидаемую при данных условиях попенную плату).
Современная экономика капиталистического лесного хозяйства, когда надо определить ожидаемый реальный доход, действительную цену отпускаемого леса на корню рекомендует устанавливать в размере абсолютной и дифференциальной рент дедуктивным путем, отправляясь от рыночной цены переработки древесины.
Исчисление корневой цены леса при капитализме показывает, что образовавшаяся в производстве лесоматериалов прибавочная стоимость распределяется на ренту и прибыль. Плата за лес на корню представляет только ренту; расходы лесовладельцев на лесоуправление, лесоустройство и др. на величину корневой цены леса не влияют. Затраты лесовладельца на лесо-выращивание также не влияют на величину ренты (но не на массу ренты).
Все нарастающие капиталовложения в улучшение земель, лесов, разведку полезных ископаемых в современных капиталистических странах не приводят к постепенной утрате рентного характера платы за пользование и приобретение ими товарной природы. На деле такой переход вообще невозможен, потому что стоимость товара и рента — это полярные формы проявления закона стоимости. Это положение подтверждается их обратной пропорциональностью: величина стоимости зависит от затрат общественного труда, а размер ренты, наоборот, от его экономии.
Классовую сущность буржуазных толкований корневых цен и «леса как капитала» убедительно раскрыл К- Маркс в ходе критики вульгарных политэкономических представлений о ренте как проценте на земельный капитал. «Относительно земли вульгарный экономист… превращает землю в капитал, потому что капиталистическое отношение само по себе легче укладывается в его представления, чем цена земли. Ренту можно мыслить как процент с капитала. Например, если рента составляет 20, а процентная ставка равна 5, то можно сказать, что эти 20 являются процентом с 400 единиц капитала. И действительно, земля продается тогда за 400, что является просто продажей ренты на 20 лет… Тем самым земля превращается в капитал. Ежегодные 20 стоимостных единиц становятся уже только 5 процентами с капитала, который за нее заплачен. И таким путем формула «земля—рента» превращается в формулу «капитал— процент… ».
Классическая и современная буржуазная лесоэкономика, отождествляя доход от отпуска леса на корню с процентом на «лесной капитал», исходит из тех же вульгарных представлений о лесе как капитале. Однако очевидная нелепость подобного толкования «леса как капитала» заставляет прибегнуть к внешне более разумной трактовке.
К. Маркс писал: «Более способные к анализу среди вульгарных экономистов понимают, что цена земли есть не что иное, как выражение для капитализации ренты, что фактически это — покупная цена ренты на ряд лет… Поэтому они отрицают самоё ренту, объявляя ее процентом на вложенный в землю капитал, что не мешает им признавать, что и та земля, в которую не вложено никакого капитала, приносит ренту, а также что одинаковые количества капитала на землях различного плодородия приносят различную ренту, или что неодинаковые количества капитала на землях неодинакового плодородия приносят одинаковую ренту».
В лесном хозяйстве таким же образом возник «лесной капитал», представляющий собой сумму расходов на управление и воспроизводство леса, пролонгированную по сложным процентам к возрасту рубки.
Однако отождествление дохода с леса с процентом на вложенный капитал никак не соответствует существующей в данное время процентной ставке: «.. .вложенный в землю капитал, — если им действительно должна объясняться уплачиваемая за землю рента, — приносит, быть может, в пять раз большие «проценты», т. е. в пять раз большую ренту, чем тот процент, который приносится равновеликим капиталом, вложенным в промышленность в форме основного капитала».
Выход из положения был найден путем введения в лесное хозяйство наряду с категорией лесного капитала понятия «почвенной ренты», которая якобы представляет собой «лесоземельную ренту» в отличие от процента на «лесной капитал». Доход лесовладельца как будто состоит из процента на вложенный в лес капитал и почвенной ренты (которая из-за длительности пролонгирования капитала и при нормальном проценте пролонгирования может оказаться отрицательной), когда на самом деле доход — это только лесоземельная рента, на величину нормы которой вложенный лесовладель-цем в лесовыращивание капитал не оказывает никакого влияния.
И в настоящее время регулятором цен на лес остается лесная рента. Представим, что высокоиндустриальные капиталистические страны, вырубая свои леса, на их месте стали бы выращивать быстрорастущие древесные породы на плантациях. Но и в этом случае корневые цены определялись бы не издержками плантационного лесоразведения, а величиной лесной ренты, потому что преобладающая часть лесоматериалов мирового капиталистического лесного рынка заготовляется в естественно выращенных лесах. Лишь когда основная часть потребляемой в мире древесины станет выращиваться на плантациях, в основу корневых цен ляжет ее стоимость, а не рента.
Для лесного хозяйства’ капиталистических стран характерен рост лесной ренты и увеличение ее доли в ценах на лесопродукцию. О росте величины рентного дохода можно судить на основании следующих данных.
Уровень ренты с лесов в капиталистических странах стремительно повышается. Так, по данным лесной статистики США, с 1920 по 1960 г. корневые цены на круглые лесоматериалы выросли почти в 5 раз, тогда как цены на пиломатериалы выросли всего на 190%; картон — на 140%, бумагу — на 125%, что привело к увеличению удельного веса ренты в стоимости лесопродукции до 40—50%.
Уровень современных корневых цен в капиталистическом мире колеблется в зависимости от древесной породы, сортимента, степени освоенности лесов и отдаленности их от пунктов переработки, изменения затрат на заготовку и транспорт лесоматериалов, изменения структуры лесопотребления и конъюнктуры мирового капиталистического лесного рынка.
Вопрос об экономической природе платы за лесопользование при социализме органически связан с решением проблемы экономической природы леса в условиях социалистического производства. Если считать, что спелый лес на корню, отпускаемый лесозаготовителям, является продукцией лесного хозяйства и имеет ту или иную стоимость, то лесные таксы должны быть признаны разновидностью отпускных цен. Точка же зрения на леса как на природные ресурсы, не обладающие стоимостью, приводит к признанию лесных такс исключительно явлением лесной ренты и инструментом ее изъятия в бюджет. Рассмотрим кратко историю введения в СССР платы за лесопользование.
В первые годы Великой Октябрьской социалистической революции действовали лесные таксы, составленные на основе лесных такс 1914 г. бывш. Казенного лесного управления. В 1927 г. были составлены новые таксы, которые учитывали конкретные условия планового социалистического хозяйства того периода. В последующие годы эти таксы пересматривали, причем каждая губерния производила этот пересмотр самостоятельно по разработанной ею методике.
В начале 30-х годов основных лесозаготовителей освободили от уплаты попенной платы, и лес стали отпускать бесплатно. Вместо попенной платы лесозаготовители платили только налог с оборота в процентах от суммы, выручаемой за реализованную продукцию лесозаготовок. Основные лесозаготовители получали лес на корню бесплатно, не неся прямой материальной ответственности за рациональное использование отпускаемого им лесосечного фонда.
Процент налога с оборота устанавливался одинаковым для всех предприятий — основных заготовителей. В результате лесозаготовительные предприятия, работающие в лучших природных условиях, имели высокие доходы, а работающие в худших условиях несли убытки, ощущали постоянную нехватку в оборотных средствах, расходуемых на покрытие завышенного налога с оборота.
Наличие вышеуказанных недостатков привело к отказу от налога с оборота и переходу к другому способу изъятия дифференциальной ренты лесозаготовительных предприятий через прибыль планово-расчетных цен. Планово-расчетные цены обеспечивали изъятие дифференциальной ренты у леспромхозов, работающих в лучших природных условиях, но не влияли на рациональное использование лесосечного фонда. Поэтому введение с 1949 г. платы за лес, отпускаемый всем категориям лесо-пользователей (кроме лесхозов при рубках ухода) по твердым таксам, было своевременным мероприятием.
Отправная позиция составителей советских лесных такс 1949 и 1967 гг. — признание определенной зависимости таксы прежде всего от издержек на лесное хозяйство, регулируемых государством в плановом порядке, не исключая при этом роли ренты, так как дифференциация такс по зонам и районам, а также по расстояниям вывозки и т. д. была произведена в основном с учетом зональной и внутрирайонной дифференциальных рент. Составители советских такс 1949 г. исходили из предположения, что лесосечный фонд является продукцией лесного хозяйства, стоимость которой определяется текущими затратами государства на лесное хозяйство, а лесные таксы — разновидностью отпускной цены. В результате появилась первая советская формула лесных такс, имеющая вид
где Т — лесная такса; V — издержки лесохозяйственного производства, отнесенные на данную продукцию; р — процент накопления по лесохозяйствен-ному производству; К — дифференциальная рента.
Таким образом, в СССР сформировалась система лесных такс, которым номинально отводилась роль отпускной цены на древесину, отпускаемую лесозаготовительным предприятиям с корня органами управления лесным хозяйством. Правда, при этом процесс реализации леса на корню оставался и внешне своеобразным в том отношении, что плата из-за исключительного права государственной собственности на леса и из-за того, что на деле спелый лес не продукция лесного хозяйства, поступает не лесным органам, а в государственный бюджет.
Попенная плата, вносимая лесозаготовителями в государственный бюджет, в калькуляции себестоимости лесопродукции отражается особой статьей. Последнее обстоятельство наводит на мысль, что попенную плату можно отнести к фиксированным (рентным) платежам, отчисляемым в госбюджет из прибылей.
Все вышесказанное относится к лесному доходу, поступающему в госбюджет от государственных лесозаготовительных предприятий и организаций.
При отпуске леса на корню местному населению, колхозным и негосударственным лесозаготовителям взимаемая попенная плата за лесопользование является платой населения за право пользования лесом и поступает в госбюджет как действительная статья дохода государства от лесопользования, но и этот доход не является доходом лесного хозяйства и поступает в государственный бюджет.
Преобладающая часть побочных пользовании в СССР является бесплатной. Однако это делает невозможным использование стоимостных рычагов рационального их использования и изъятия дифференциальной ренты и ведет к бесконтрольности, ухудшению состояния объектов побочных пользовании. Введение дифференцированной по условиям эксплуатации и урожайности платы за побочные пользования открывает возможность использования денежных рычагов для улучшения состояния объектов побочных пользовании. По своей экономической природе плата за побочные пользования тождественна попенной плате за лес на корню.