Скорректированная прибыль группы Аэрофлот в III квартале выросла на 23%

Москва. 29 ноября. — В III квартале 2024 года скорректированная прибыль группы «Аэрофлот» выросла на 23,3% в годовом исчислении, до 21,6 млрд рублей, сообщила компания.

Чистая прибыль до коррекции составила 17,7 млрд рублей против убытка в 9,3 млрд рублей годом ранее.

Скорр. EBITDA сократилась на 9,1%, до 67,1 млрд рублей, тогда как консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал этот показатель на уровне 77,8 млрд рублей (при диапазоне оценок от 73 млрд до 86,8 млрд рублей).

Выручка группы выросла на 37,3%, до 259,3 млрд рублей (консенсус-прогноз был на уровне 255,1 млрд рублей)

Основные финансовые показатели группы «Аэрофлот» в III квартале и за 9 месяцев 2024-2023 годов

Млн руб., если не указано иное3К 20243К 2023Изм.9М 20249М 2023Изм.
Выручка259 342188 92837,3%636 557441 10444,3%
Скорректированная EBITDA*67 06873 750-9,1%184 257139 96431,6%
Рентабельность EBITDA25,9%39,0%-13,2 п.п.28,9%31,7%-2,8 п.п.
Прибыль/убыток за период17 649-9 32259 936-111 322
Скорректированная прибыль/убыток**21 55817 48923,3%48 583-2 594

* Показатель EBITDA скорректирован на эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, резервы под ожидаемые кредитные убытки, резервы на предоплату за поставку воздушных судов, а также прочие резервы.

** Чистая прибыль/убыток скорректированы на курсовой эффект от аренды, эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, резервы под ожидаемые кредитные убытки, резервы на предоплату за поставку воздушных судов, эффект от переоценки отложенных налоговых активов и обязательств, а также прочие резервы.

В основе положительных результатов третьего квартала — активное развитие перевозок, увеличение налета и повышение операционной эффективности, в том числе рост процента занятости кресел (которая достигла рекордных 92,3%), а также контроль над расходами, отметил первый замгендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. Однако условия, в которых работает группа, по его словам, остаются сложными: в их числе ограничения международных полетов, ускоренный переход на российские IT-решения, удорожание керосина, аэропортового обслуживания, ремонта самолетов, инфляционное давление на другие статьи расходов.

«В этой среде особенно важны отраслевые инструменты, обеспечивающие предсказуемость ключевых затрат, прежде всего топливный демпфер. В третьем квартале он, как и раньше, компенсировал часть роста расходов на керосин, однако с учетом динамики экспортной цены отмечается его материальное сокращение (до 10,4 млрд рублей против 24,1 млрд рублей годом ранее — ИФ)», — отметил Чиханчин.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное3К 20243К 2023Изм.9М 20249М 2023Изм.
Расходы на авиационное топливо89 95465 63737,0%229 620155 68447,5%
Операционные расходы за искл. авиационного топлива156 10849 8003,1х324 474214 86051,0%
Обслуживание воздушных судов и пассажиров41 92234 06223,1%108 89782 71531,7%
Амортизация и таможенные пошлины28 30034 568-18,1%85 065103 713-18,0%
Расходы на оплату труда31 99519 35765,3%74 89655 55434,8%
Техническое обслуживание воздушных судов21 4227 1373,0х40 38215 5772,6х
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы3 3852 89417,0%10 9458 68226,1%
Расходы на средства связи1 3101 15313,6%3 4642 85521,3%
Операционные расходы за искл. прочих расходов/доходов218 288164 80832,4%553 269424 78030,2%
Прочие расходы/доходы, нетто27 774-49 371825-54 236
Операционные расходы итого246 062115 4372,1х554 094370 54449,5%

Общий долг группы на конец сентября снизился на 7,6% относительно конца 2023 года, до 690,7 млрд рублей. Размер кредитов и займов уменьшился на 33,6%, до 69,3 млрд рублей. При этом сумма кредитной задолженности (банковского долга и по облигациям) снизилась на 39,5%, до 53,4 млрд рублей. Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился на 3,6%, до 121,3 млрд рублей. Чистый долг составил 569,4 млрд рублей, что ниже показателя на конец 2023 года на 9,7%.

Долговая нагрузка

Млн руб.30.09.202431.12.2023Изменение
Кредиты и займы***69 258104 368-33,6%
в т.ч. кредиты банков и облигации53 38688 175-39,5%
Обязательства по аренде620 962642 883-3,4%
Пенсионные обязательства514554-7,2%
Общий долг690 734747 805-7,6%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции121 349117 1263,6%
Чистый долг569 385630 679-9,7%

*** В апреле 2023 года ПАО «Аэрофлот» была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 Boeing 777. Полученное от арендодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.

Пассажиропоток группы «Аэрофлот» в III квартале вырос на 14,8% г/г, до 17,1 млн человек: на внутренних линиях перевезено 13,6 млн пассажиров (+12%), на международных — 3,5 млн (+27,1%). Пассажирооборот увеличился на 16,4%, предельный пассажирооборот — на 14,1%. Процент занятости кресел составил 92,3% (+1,8 п.п.).

Группа «Аэрофлот» объединяет одноименную авиакомпанию, «Победу» и «Россию». Государство контролирует 73,8% акций в «Аэрофлоте», 1,2% составляют квазиказначейские акции, 0,0001% — у менеджмента компании, 25% находятся в свободном обращении на «Московской бирже».