Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Влияние не ценовых факторов на рыночный спрос
Влияние не ценовых факторов на рыночный спрос
Изменение цены на товар приводит к изменению количества покупаемого товара и при этом изменяется соотношение между ценой и количеством спроса, что представляется на графике как движение вдоль линии спроса, отражая действие закона спроса.
Влияние неценовых факторов сдвигает кривую спроса влево или вправо. Они имеют меньшее значение, чем цена. Однако учет этих факторов позволяет предсказывать потребности отдельных групп населения и принимать решение об удовлетворении спроса.
Влияние вкусов.В экономике изучается вкус потребителей как склонность, привычка, формирующаяся под влиянием климата, культурных традиций, образования, общественного мнения. Под влиянием этих факторов сложился определенный рацион питания. Например, в России больше, чем в странах Западной Европы, потребляют хлеба. В связи с традициями спрос на непривычные продукты питания низок. Поэтому кривая спроса на продукты «нетрадиционной кухни» сдвигается под влиянием цены. Изменение вкусов на продукты «традиционной кухни» практически не происходит.
Фактор времени. По частоте повторяемости все товары делятся на товары повседневного спроса (традиционные продукты питания, электроэнергия, транспортные услуги и т. п.), регулярного и нерегулярного периодического спроса (медикаменты, образовательные услуги) и разового спроса (покупаемые одним человеком один раз в жизни или крайне редко – квартира, дача, земельный участок).
Фактор времени практически не имеет значения при определении количества спроса на товары повседневного спроса, потому что между принятием решения о покупке и покупкой проходит очень мало времени. Другое дело, когда время, отведенное на покупку, сочетается с фактором ожидания.
Фактор ожидания.Если покупатели будут ожидать повышения цен на какие-то товары, то они будут предъявлять повышенный спрос на данный товар. Чем меньше остается времени до предполагаемого момента изменения ситуации на рынке, тем более бурной будет реакция покупателей на ожидаемое событие.
Ожидание праздника вызывает сначала повышенный спрос на некоторые товары, затем спрос возрастает и превращается в ажиотажный спрос накануне праздничных дней.
Сезонные колебания спроса связаны с ожиданием повышения цен в будущем. В период массовой уборки урожая, когда цены низкие, повышается спрос на продукты длительного срока хранения. В определенное время года спрос возрастает не только на продовольствие, но и на одежду, обувь и другие товары.
Численность покупателейфизически определяет количество спроса. Например, в г. Воронеже может быть куплено примерно 600 тыс. буханок хлеба в день, если каждый из 600 тыс. взрослых потребителей потребляет в сутки 400-450 г хлеба.
Численность покупателей оказывает влияние на количество спроса, как правило, во взаимодействии с прочими факторами. Например, чем ниже цена продукта при неизменном уровне доходов населения, тем большее количество домохозяйств начинает приобретать данный товар. И наоборот, чем выше цена товара, тем больше покупателей предъявляют спрос на товары-аналоги (заменители).
На спрос оказывает влияние изменение состава населения по полу, возрасту, распределение населения по национальному признаку. Все факторы спроса тесно взаимодействуют между собой, накладываясь и переплетаясь в своем влиянии на спрос. Поэтому линия спроса, построенная для выявления воздействия цены, сдвигается и занимает другое положение, если меняются факторы спроса, кроме цены (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Сдвиг линии зависимости количества спроса от цены товара в ответ на изменение прочих факторов спроса
При стабильной цене Pb рост средних доходов покупателей увеличивает количество спроса на продукт (от Q до Q1, рис. 3.5). Напротив, снижение доходов населения сокращает количество спроса, как показано на рис. 3.5, от размера Q до величины Q2.
Изменение доходов влияет на спрос при любой цене (Pa, Pb, и т. д.) и поэтому при изменении количества спроса сдвигается вся линия спроса вправо или влево. Кривые D1 и D2 отражают новые уровни спроса, так как характеризуют иные, чем это показано линией D, соотношения между ценой и количеством спроса за счет изменения количества спроса, но не цены.
Информация об изменении спроса очень важна для предприятия, выпускающего данный товар, так как от этого зависят прибыль предприятия.