Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Факторы и эластичность предложения сельскохозяйственной продукции

Факторы и эластичность предложения сельскохозяйственной продукции

 

На предложение сельскохозяйственной продукции влияет множество факторов. Ниже приведены наиболее важные из них.

1.     Климатические и погодные условия. Климат формирует совокупность стабильных ограничений в производстве продукции и влияет на предложение в долгосрочном периоде. Погодные условия – главная причина возникновения риска незапланированного предприятиями изменения предложения сельскохозяйственных товаров по годам.

2.     Количество товаропроизводителей в отрасли. Чем больше количество товаропроизводителей, тем большее количество предложения следует ожидать.

3.     Цены на ресурсы. Изменение цен на ресурсы влияет на величину средних и предельных издержек всех предприятий в отрасли  (рис. 5.1). Это выражается в изменении отраслевого предложения.

4.     Цены на товары-конкуренты (см. п. 4.5). В случае роста цен на один из двух продуктов, для производства которых необходим один и тот же ресурс, предприятия направляют ресурс на производство более выгодного товара. Предложение товара с неизменной ценой сократится. Предложение товара, цена на который увеличилась, повысится.

5.     Ожидания товаропроизводителей. В случае ожидания улучшения экономической ситуации, например, роста цен на товар, предложение может сократиться (надежда на рост доходов в будущем) и наоборот.

6.     Фактор времени, отведенного на изменение масштабов производства. Если это время не превышает длительность краткосрочного периода, предложение останется неизменным.

7.     Фактор времени, отведенного на продажу товара, выступает в роли акселератора предложения. К примеру,  чем меньше остается до конца срока хранения товара, тем меньше у продавца возможности изменять предложение.

8.     Налоги, как фактор предложения, вызывают его сокращение. Снижение налогового бремени стимулирует предложение.

9.     Государственная поддержка предпринимателей в различных формах представляет комплекс факторов (дотации, компенсации,  различные формы льгот) адекватна росту цены товара и увеличивает его предложение.

Реакция товаропроизводителей на изменение факторов, влияющих на количество производимой и предлагаемой на рынок продукции, называется эластичностью предложения.

Коэффициент эластичности предложения по цене (ценовая эластичность предложения) вычисляется по формуле:

clip_image048 где

 

 

Еs – коэффициент эластичности предложения;

QS – количество предлагаемого товара;

clip_image050 – средние значения количества предложения и цены.

        

В случае, когда Es®0, предложение не реагирует на изменение цены, т. е. абсолютно неэластично.

         Если 0<Es<1, предложение характеризуется как неэластичное. Предложение почти всех сельскохозяйственных товаров неэластично.

         Если Es~1, предложение имеет единичную эластичность. Это означает, что размер относительного изменения предложения примерно одинаков размеру относительного изменения цены.

         Предложение товара, для которого Es>1, считается эластичным.

         Если Es®¥, предложение не зависит от цены. Влияют другие факторы.