Лесная экономика — регулирование лесоотпуска

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕСООТПУСКА

Размер пользования лесом в лесном хозяйстве регули­руется прежде всего лесного законодательством Республики Казахстан в зависимости от потребно­сти в древесине, от принадлежности лесов к той или иной категории защитности, а также с уче­том состояния лесного фонда и возможностей лесоэксплуатации.

Размер заготовки древесины в порядке главного пользова­ния, согласно определяется Лесным кодексом РКв пределах расчетной лесо­секи.. Размер рубок промежуточного пользования древесины опреде­ляется исходя из необходимости улучшения породного состава и качества лесов.

Важнейшую роль в практике планового регулирования размеров лесопользования играет устанавливаемая величина лесосечного фонда.

Размер лесосечного фонда по главному пользованию в лесах на основании расчетных лесосек и других обоснований, выполненных в разрезе лесхозов.

Размер ежегодного отпуска леса в порядке мер ухода за лесом (рубки ухода и санитарные рубки) утверждается цент­ральными органами лесного хозяйства.

Планирование ежегодного отпуска леса в целом по республике и областям бази­руется на материалах лесоустройства и порайонных плановых балансах заготовки и потребления древесины. Порайонные (республика, область) балансы производства и потребления древесины составляют в свою очередь с учетом неотложных потребностей в древесине в данном районе, воз­можного ввоза и вывоза лесоматериалов, производственных мощностей лесозаготовительных предприятий и других факто­ров; при этом принимаются во внимание лесосырьевые ресурсы и лесоэксплуатационный фонд.

Порядок составления ежегодного плана отпуска леса заклю­чается в следующем. Органы лесного хозяйства вносят в Правительство республикт проект размера отпуска леса в планируемом году. В то же время Госпланы собирают заявки лесозаготовите­лей на лесосечный фонд. Проект и заявки корректируются Гос­планами и увязываются между собой. Принятый размер отпуска леса представляют правительству для утверждения. Утвержден­ный правительством объем отпуска леса поступает в областные управления лесного хозяйства, а последние распределяют его по лесхозам.

Распределение утвержденного лесосечного фонда по лесоза­готовителям в рамках области осуществляется с учетом перво­очередного удовлетворения потребности основных лесозаготови­телей и устранения встречных перевозок лесоматериалов, а в рамках предприятия — с учетом тяготения отдельных лесосек к лесовозным дорогам.

В тех областях и районах, где имеется большое количество лесозаготовителей, наряду с закреплением лесосырьевых баз применяется закрепление лесосечного фонда.

Смысл этого мероприятия заключается в том, что в данном лесном массиве за заготовителем закрепляется право ежегодно заготовлять определенное количество древесины. Закрепление лесосечного фонда за заготовителем производится сроком на 5 лет.

Лесосечный фонд, оставшийся не распределенным между основными лесозаготовителями, предоставляется прочим потре- бителям в порядке ежегодного распределения предприятиям сельского хозяйства, районным организациям и др.

В лесах I группы могут проводиться лесовосстановительные рубки, направленные в первую очередь на сохранение и рас­ширение защитных функций леса.

Отпуск леса на корню производят согласно специально ут­вержденным правительством правилам.