Лесная экономика — регулирование лесоотпуска
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕСООТПУСКА
Размер пользования лесом в лесном хозяйстве регулируется прежде всего лесного законодательством Республики Казахстан в зависимости от потребности в древесине, от принадлежности лесов к той или иной категории защитности, а также с учетом состояния лесного фонда и возможностей лесоэксплуатации.
Размер заготовки древесины в порядке главного пользования, согласно определяется Лесным кодексом РКв пределах расчетной лесосеки.. Размер рубок промежуточного пользования древесины определяется исходя из необходимости улучшения породного состава и качества лесов.
Важнейшую роль в практике планового регулирования размеров лесопользования играет устанавливаемая величина лесосечного фонда.
Размер лесосечного фонда по главному пользованию в лесах на основании расчетных лесосек и других обоснований, выполненных в разрезе лесхозов.
Размер ежегодного отпуска леса в порядке мер ухода за лесом (рубки ухода и санитарные рубки) утверждается центральными органами лесного хозяйства.
Планирование ежегодного отпуска леса в целом по республике и областям базируется на материалах лесоустройства и порайонных плановых балансах заготовки и потребления древесины. Порайонные (республика, область) балансы производства и потребления древесины составляют в свою очередь с учетом неотложных потребностей в древесине в данном районе, возможного ввоза и вывоза лесоматериалов, производственных мощностей лесозаготовительных предприятий и других факторов; при этом принимаются во внимание лесосырьевые ресурсы и лесоэксплуатационный фонд.
Порядок составления ежегодного плана отпуска леса заключается в следующем. Органы лесного хозяйства вносят в Правительство республикт проект размера отпуска леса в планируемом году. В то же время Госпланы собирают заявки лесозаготовителей на лесосечный фонд. Проект и заявки корректируются Госпланами и увязываются между собой. Принятый размер отпуска леса представляют правительству для утверждения. Утвержденный правительством объем отпуска леса поступает в областные управления лесного хозяйства, а последние распределяют его по лесхозам.
Распределение утвержденного лесосечного фонда по лесозаготовителям в рамках области осуществляется с учетом первоочередного удовлетворения потребности основных лесозаготовителей и устранения встречных перевозок лесоматериалов, а в рамках предприятия — с учетом тяготения отдельных лесосек к лесовозным дорогам.
В тех областях и районах, где имеется большое количество лесозаготовителей, наряду с закреплением лесосырьевых баз применяется закрепление лесосечного фонда.
Смысл этого мероприятия заключается в том, что в данном лесном массиве за заготовителем закрепляется право ежегодно заготовлять определенное количество древесины. Закрепление лесосечного фонда за заготовителем производится сроком на 5 лет.
Лесосечный фонд, оставшийся не распределенным между основными лесозаготовителями, предоставляется прочим потре- бителям в порядке ежегодного распределения предприятиям сельского хозяйства, районным организациям и др.
В лесах I группы могут проводиться лесовосстановительные рубки, направленные в первую очередь на сохранение и расширение защитных функций леса.
Отпуск леса на корню производят согласно специально утвержденным правительством правилам.