Лесная экономика — Лесотаксовые разряды

Лесотаксовые разряды

Дифференциация лесных такс вну­три отдельных зон вытекает из задачи изъятия у лесозаготови­телей дифференциальной ренты. В основу расчета взята стои­мость вывозки древесины автомобильными дорогами. Сущест­вует следующая шкала разрядов в зависимости от расстояния вывозки:

Расстояние, км ……….. 0—10 10—25 25—40 свыше 40

Лесотаксовые разряды ……. 1 2 3 4

Расстояние вывозки при распределении лесов по лесотаксо­вым разрядам определяется по фактической протяженности су­ществующих дорог от центра квартала леса (урочища) до бли­жайших транзитных путей транспорта — до пункта, откуда возможна погрузка древесины на железную дорогу общего поль­зования или сплав древесины.

Дифференциация такс по разрядам незначительна. Сумма, на которую уменьшаются таксы с первого по четвертый разряд, не может компенсировать увеличения затрат на вывозку древе­сины с увеличением расстояния.

Сортименты. Дифференциация лесных такс по отдельным сортиментам проведена на основе ценностных коэффициентов, отражающих соотношение оптовых цен отдельных сортиментов. Ценностные коэффициенты деловой древесины разной крупно­сти и разных пород установлены на основе учета различий в вы­ходе главнейших сортиментов при заготовке и переработке этой древесины с учетом степени дефицитности отдельных сор­тиментов и их народнохозяйственного значения. Ценностные коэффициенты для дров отдельных пород определены по тепло­творной способности их древесины.

Породы. При дифференциации лесных такс по породам (или группам пород) учитываются действующие во время составле­ния такс прейскурантные цены на древесину разных пород и технические свойства древесины.

При отпуске леса всем без исключения лесозаготовителям (в том числе и потребителям на местах) из лесов, выделенных в сплавные районы, предусматривается снижение лесных такс на 30%.

При отпуске леса, поврежденного пожарами и насекомыми, а также бурелома, сухостоя и др., т. е. утратившего частично свои технические качества, лесохозяйственное предприятие совместно с районными финансовыми отделами снижает таксы в зависимости от степени потери древесиной технических ка­честв.

Действующие в настоящее время лесные таксы не лишены недостатков. Так, низкие лесные таксы не могут компенсиро­вать затраты на вывозку древесины из массивов, отстоящих на различных расстояниях от магистральных транспортных путей. Дифференциация лесных такс в зависимости от расстояния вы­возки и взимание суммы попенной платы в зависимости от плодородия должны служить инструментом изъятия у лесозаго­товительных предприятий дифференциальной ренты по положе­нию и плодородию. Эти функции попенной платы из-за низких лесных такс в лесопромышленной зоне почти не выполняются.

Составители лесных такс исчисляли среднепоясные таксы по следующей формуле:

где О — затраты на лесное хозяйство плюс определенная величина чистого дохода; М — расчетная лесосека; К — дифференциальная рента.

Величина дифференциальной ренты по положению в таксах определяется разностью между транспортными издержками максимально и минимально отдаленной лесосеки .

С увеличением расстояния вывозки уменьшается величина дифференциальной ренты и наоборот.

Задача улучшения лесных такс приобретает особо важное значение после XXV съезда партии, уделившего много внима­ния усилению рационального использования природных ре­сурсов.