Лесная экономика — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ ДОХОД

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ ДОХОД

Под государственным лесным доходом подразумевают де­нежные поступления в государственный бюджет от хозяйствен­ного использования лесов государственного фонда (лесных на­саждений и земель).

В государственный лесной доход практически зачисляют:

1) попенную плату и плату за второстепенные лесные мате­риалы;

2) плату за некоторые виды побочных пользовании;

3) суммы, полученные от продажи лесопродукции, оставлен­ной лесозаготовителями в лесу, от продажи незаконно срублен­ной древесины и других продуктов;

4) взыскиваемые с лесопользователей суммы неустоек, убытков и ущерба, причиненного государственному лесному фонду, а также суммы штрафов и пеню за нарушение правил лесопользования и правил пожарной безопасности в лесах СССР.

Зачисление з лесной доход сумм, получаемых за нарушение правил пользования лесом, регламентируется особыми положе­ниями.

В основу государственного лесного дохода положена попен-ная плата, определяемая на базе утвержденных правительством лесных такс. Следовательно, размер поступления лесного до­хода зависит от построения и величины лесных такс.

Вопрос об экономической природе лесных такс и взимаемой по ним попенной платы органически связан с решением рас­смотренной выше проблемы экономической природы леса. Если считать, что спелый лес на корню, отпускаемый лесозаготовите­лям, является продукцией лесного хозяйства и имеет ту или иную стоимость, то лесные таксы должны быть признаны в на­ших условиях разновидностью отпускной цены. Точка же зре­ния на эксплуатируемые леса как на природное богатство, обра­зовавшееся вне связи с текущей деятельностью лесного хозяй­ства и в основном без участия труда, приводит к признанию лесных такс исключительно лишь явлением дифференциальной лесной ренты и инструментом ее изъятия в бюджет.

Однако в том и другом случае лесные таксы играют в орга­низации использования лесных ресурсов большую практическую роль, ибо независимо от объяснения экономической сущности на них возложены и такие функции, как аккумуляция диффе­ренциального дохода в бюджете, содействие освоению глубин­ных лесных массивов, наиболее полному использованию воз­можности транспортировки леса сплавом и т. д.

107 Действующие ныне лесные таксы, введенные с 1 января 1974 г., представляют собой частично измененные таксы 1967 г. Новым в таксах 1974 г. по сравнению с таксами 1967 г. явля­ется то, что лесотаксовые пояса образованы не по территориаль­ному признаку, а с учетом экономических условий и народно­хозяйственного значения лесов. Таксы были уточнены также и по древесным породам (свыше 20 видов). Таксы на древесину остальных пород, имеющих местное значение, устанавливаются областными исполкомами по представлению лесохозяйственных органов.

В соответствии с поставленными перед лесными таксами за­дачами они дифференцированы по поясам и группам лесов, раз­рядам, породам, группам сортиментов, техническим качествам древесины и эксплуатационным районам.