Лесная экономика — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ ДОХОД
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ ДОХОД
Под государственным лесным доходом подразумевают денежные поступления в государственный бюджет от хозяйственного использования лесов государственного фонда (лесных насаждений и земель).
В государственный лесной доход практически зачисляют:
1) попенную плату и плату за второстепенные лесные материалы;
2) плату за некоторые виды побочных пользовании;
3) суммы, полученные от продажи лесопродукции, оставленной лесозаготовителями в лесу, от продажи незаконно срубленной древесины и других продуктов;
4) взыскиваемые с лесопользователей суммы неустоек, убытков и ущерба, причиненного государственному лесному фонду, а также суммы штрафов и пеню за нарушение правил лесопользования и правил пожарной безопасности в лесах СССР.
Зачисление з лесной доход сумм, получаемых за нарушение правил пользования лесом, регламентируется особыми положениями.
В основу государственного лесного дохода положена попен-ная плата, определяемая на базе утвержденных правительством лесных такс. Следовательно, размер поступления лесного дохода зависит от построения и величины лесных такс.
Вопрос об экономической природе лесных такс и взимаемой по ним попенной платы органически связан с решением рассмотренной выше проблемы экономической природы леса. Если считать, что спелый лес на корню, отпускаемый лесозаготовителям, является продукцией лесного хозяйства и имеет ту или иную стоимость, то лесные таксы должны быть признаны в наших условиях разновидностью отпускной цены. Точка же зрения на эксплуатируемые леса как на природное богатство, образовавшееся вне связи с текущей деятельностью лесного хозяйства и в основном без участия труда, приводит к признанию лесных такс исключительно лишь явлением дифференциальной лесной ренты и инструментом ее изъятия в бюджет.
Однако в том и другом случае лесные таксы играют в организации использования лесных ресурсов большую практическую роль, ибо независимо от объяснения экономической сущности на них возложены и такие функции, как аккумуляция дифференциального дохода в бюджете, содействие освоению глубинных лесных массивов, наиболее полному использованию возможности транспортировки леса сплавом и т. д.
107 Действующие ныне лесные таксы, введенные с 1 января 1974 г., представляют собой частично измененные таксы 1967 г. Новым в таксах 1974 г. по сравнению с таксами 1967 г. является то, что лесотаксовые пояса образованы не по территориальному признаку, а с учетом экономических условий и народнохозяйственного значения лесов. Таксы были уточнены также и по древесным породам (свыше 20 видов). Таксы на древесину остальных пород, имеющих местное значение, устанавливаются областными исполкомами по представлению лесохозяйственных органов.
В соответствии с поставленными перед лесными таксами задачами они дифференцированы по поясам и группам лесов, разрядам, породам, группам сортиментов, техническим качествам древесины и эксплуатационным районам.