Инвестиции в сельскохозяйственное производство, качество и конкурентоспособность продукции сельскохозяйственных предприятий — Этапы развития инновационных процессов в АПК

Этапы развития инновационных процессов в АПК

Исследования позволяют выделить основные этапы развития инновационных процессов в АПК. Изначальным этапом инновационного процесса является создание в результате деятельности научных учреждений инноваций, а заключительным — их освоение непосредственно в АПК.

Этот процесс наиболее продолжителен. Проведение фундаментальных и прикладных исследований разработок, несмотря на то, что это связано с определенным риском получения неудовлетворительных результатов, — абсолютно необходимый подэтап в процессе создания научно-технической продукции.

Разработка считается законченной, когда полностью выполнен план исследования и получен определенный результат. При этом обязательна производственная проверка. В частности, применительно к новым сортам сельскохозяйственных культур этой стадией является государственное сортоиспытание, по отношению к новой технике – апробация ее на машиноиспытательных станциях и т.д.

Наряду с производственной проверкой проходит стадия оформления законченных разработок как объектов интеллектуальной собственности, выдача патентов и лицензий, что совпадает с трансформацией указанных достижений в конкретные инновации. Научная разработка становится инновацией только после рекомендации ее к массовому внедрению в производство.

Этапы

содержание

Основные исполнители

Создание инноваций

Изучение проблемы в отрасли, в мире, зарождение идеи и включение ее в план НИР.

Проведение фундаментальных и прикладных исследований, выполнение разработок.

Оформление законченных научно-технических разработок как объектов интеллектуальной собственности.

Производство и реализация наукоемкой продукции.

Подготовка инноваций к освоению их в производстве.

Научно-исследовательские учреждения АПК (аграрная наука)

Распространение инноваций

Подготовка и переподготовка кадров АПК для работы с инновациями.

Осуществление должностных функций органами управления АПК, пропаганда инноваций.

Информационное обеспечение предприятий различных организационно – правовых форм в сельскохозяйственном производстве.

Деятельность информационно — консультационных служб (ИКС) и средств массовой информации.

Органы управления АПК совместно с создателями инноваций

Освоение инноваций

Доведение информации об инновациях до товаропроизводителей.

Организационно — экономический механизм освоения инноваций товаропроизводителями.

Заключение договорных отношений между товаропроизводителями, создателями инноваций и ИКС.

Активная деятельность товаропроизводителей.

Платежеспособный спрос товаропроизводителей на инновации.

Товаропроизводители совместно с создателями инноваций и ИКС АПК

Эффект от освоения инноваций

Эффективность освоения инноваций в АПК определяется по
отношению дополнительной продукции или дохода, полученных товаропроизводителями, к затратам на создание инноваций н их освоение в производстве.

Для распространения инноваций используются разные направления и конкретные каналы проникновения их в агропромышленное производство. Важная роль при этом отводится функционированию органов управления АПК, подготовке и переподготовке кадров руководителей, специалистов и работников массовых профессий, информационно-пропагандистской деятельности. К сожалению, в современных условиях этому этапу не придается должного внимания. В дальнейшем, по мере развития и совершенствования информационных технологий, должны быть созданы условия для того, чтобы товаропроизводители узнавали об инновациях не только по производственному опыту передовых предприятий, но и непосредственно от науки еще на стадии создания новшеств.

Успешность распространения инноваций в значительной мере будет зависеть от информационной обеспеченности отрасли. Ответственность за это должны взять на себя органы управления АПК и научные организации — создатели инноваций. Они прямо и непосредственно заинтересованы в оперативном информировании товаропроизводителей о созданных и создаваемых разработках.

Освоение инноваций как заключительный этап инновационного процесса, способствует систематическому и все более прогрессирующему, организационно-техническому и технологическому его обновлению, повышению эффективности агропромышленного производства – экономической категории, подразумевающей широкий комплекс условий функционирования производительных сил и производственных отношений, обеспечивающих в совокупности процесс расширенного воспроизводства. Применительно к сельскому хозяйству эта категория отражает степень рационального использования земли и других средств производства, а также окупаемость затрат на производство сельхозпродукции. Инновационный процесс направлен на решение этой задачи.

Механизм воздействия освоения инновации на эффективность производства зависит от комплекса факторов. К ним относятся: организационные (разработка инновационных проектов, организация освоения инвестиций), экономические (инвестирование, обеспечение ресурсами), инвестиционные, технико-технологические (обеспечение техническими средствами, соблюдение технологических требований), биологические (улучшение качества инвестиций, биологизация процесса их освоения), социальные (обеспечение кадрами) факторы,

Так, четкость организации самого процесса освоения новшеств, экономические и инвестиционные возможности его проведения, качество нововведения, технико-технологическое оснащение процесса, подготовка, навыки и заинтересованность работников в совокупности могут определять вероятность повышения эффективности производства. Особое значение имеют экологические факторы, так как от них зависит сохранение природной среды и возможность получения экологически чистой сельхозпродукции.

Очень важно иметь на предприятии достаточно четкий организационно-экономический механизм освоения инноваций. Здесь основное внимание должно быть уделено заключению договорных отношений товаропроизводителей как с создателями инноваций, так и с информационно — консультационной службой АПК. Важны не только инициатива товаропроизводителей, их желание освоить у себя определенную инновацию, но и платежеспособный спрос на научно-техническую и наукоемкую продукцию. Без него освоение инноваций будет невозможно.