Инструменты влияния

Людям с приятной внешностью автоматически приписывают такие качества, как талант, доброта, честность и ум. Например, часто такой эффект наблюдается при приеме на работу и влияет на оплату труда.

В 1994 году психологи проводили исследование среди канадских и американских работников. Как выяснилось, работа симпатичных служащих оплачивается в среднем на 12-14% выше, чем работа их коллег с обычной внешностью.

Привлекательным людям нужно меньше сил, чтобы влиять на мнения других и добиваться желаемого результата, потому что они кажутся более убедительными и располагают к себе автоматически. Для противоположных случаев существуют форумы для одиноких.

https://psyche.guru/forum/forum/97-odinochestvo/
Магическое «потому что»  

Люди охотнее делают одолжения друг другу, если понимают причину. Это доказывает эксперимент профессора психологии Гарвардского университета Эллен Лангер.

Она пыталась уговорить людей пропустить ее без очереди к ксероксу.

Одним людям она говорила «Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что я спешу?», а другим — «Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом без очереди?»

В первом случае 94% людей, которых просила Эллен, пропустили ее без очереди. Во втором —

Может показаться, что главное различие между двумя просьбами — дополнительная информация «потому что я спешу». Как выяснилось после второго эксперимента, сработала фраза «потому что».

Главные приемы маркетологов и почему они работают 1

Лангер также просила людей пропустить ее без очереди, использов просто связку «потому что», — не добавляла ничего нового: «Простите, у меня пять страниц. Могу я воспользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?». 93% людей соглашались ее пропустить.

Стереотип «дорогое = хорошее»  

Люди привыкли к мнению, что высокая цена соответствует более высокому качеству. Поэтому часто, выбирая между товарами, они останавливаются на том, что подороже.

Обратная сторона этого стереотипа — дешевые вещи автоматически расценивают как плохие.

В качестве примера Роберт Чалдини рассказывает историю знакомой владелицы магазина ювелирных изделий.

Главные приемы маркетологов и почему они работают 2

В пик туристического сезона у них плохо покупали новые бирюзовые украшения.

Женщина использовала несколько стандартных «трюков» , чтобы исправить положение. Пыталась привлечь к изделиям внимание, передвинув витрину с ними ближе в центр магазина, просила продавцов усиленно рекламировать товар — ничего не работало.

Главные приемы маркетологов и почему они работают 3

Тогда она психанула и решила продать все украшения с 50% скидкой. Написала записку главному продавцу «Умножить на 1/2 цену на всю бирюзу» и уехала в командировку.

Через несколько дней она вернулась и поразилась: в магазине продали всю партию украшений. Но вдвое дороже, потому что продавец неправильно прочитал записку.

Правило «ты мне, я — тебе»  

С детства мы привыкли жить по «правилу взаимного обмена»: человек старается всегда оплачивать то, что ему дают другие.

Если он не придерживается такого принципа, на него навешивают ярлык в стиле «неблагодарный». Поэтому по своей природе люди идут на все, чтобы казаться «правильными», и стараются помогать всем, кто однажды помог им.

Главные приемы маркетологов и почему они работают 4

«Дело доходит до того, что мы часто оказываемся одержимыми желанием отблагодарить, и в результате нас используют те, кто стремится заработать на нашей признательности», — пишет Роберт Чалдини.

Как «правило взаимного обмена» становится мощным инструментом влияния, показывает эксперимент профессора Денниса Ригана из Корнеллского университета.

Он попросил человека пройтись по галерее и оценить картины, представленные там. Вместе с ним этим занимался еще один испытуемый, который на самом деле был ассистентом доктора Ригана.

Назовем его Джоном.

Эксперимент проводился в двух вариантах.

В первом случае Джон делал маленькую услугу испытуемому. Он уходил на перерыв и возвращался с двумя бутылками кока-колы.

Главные приемы маркетологов и почему они работают 5

«Я спросил у профессора, можно ли мне выйти за колой, и он разрешил. Так что я купил и для вас», — говорил он.

Во втором случае Джон не оказывал испытуемому любезности: после перерыва возвращался с пустыми руками.

Во всех остальных отношениях он вел себя одинаково.