Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене

 

Эластичность спроса – реакция потребителей в ответ на изменение факторов, влияющих на количество спроса, например, цены или доходов потребителей. Величину реакции характеризует коэффициент эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене (Ed)– относительная мера изменения количества спроса на товар в ответ на изменение цены на данный товар:

 

clip_image015 

где  QD – количество спроса;

Р – цена.

 

Например, если цена повысилась на 10% и количество спроса  из-за этого уменьшилось на 7 %, то: Ed = — 7 / +10 = — 0,7.

При значении коэффициента по модулю |Ed| < 1,0 спрос считается неэластичным, при |Ed| > 1,0 спрос эластичен, при |Ed| = 1,0 – единичная эластичность.

Для более точного расчета коэффициента эластичности используется следующая формула:       

                                                 (Q2-Q1)            (P2-P1)  

Ed =   ————   :   ————-,

                                                (Q2+Q1)/2        (P2+P1)/2

 

где Q — количество спроса (Q1 — начальное, Q2 – последующее после изменения количество спроса);

P — цена продукта (P1 — начальная, P2 — последующая после изменения цена).

Об эластичности спроса по цене можно получить представление на основе изучения изменения выручки. Эластичность спроса по цене имеет значение для продавца, потому что  P×QD = V (где V – выручка). Если при снижении цены выручка уменьшилась, это значит, что снижение цены не было перекрыто увеличением количества спроса. Иными словами, реакция покупателей менее значительна в сравнении с изменением цены. Следовательно, коэффициент эластичности по цене будет меньше единицы.

Если при снижении цены выручка продавца увеличится, а при повышении цены выручка уменьшится, то коэффициент эластичности будет больше единицы.

 

П р и м е р.

V = 20 р./ед.  ´ 50 ед. = 1000 р.

Цену снизим на 5 %: 20 ´ 0,95 = 19 р./ед.

Количество спроса увеличится на 4 %: 50 ´ 1,04 = 52 ед..

V = 19 р./ед. ´ 52 ед. = 988 р.

Ed = 4 / 5 = 0,8 < 1,0 – спрос неэластичен.

Из примера видно, что при неэластичном спросе выручка изменилась в ту же сторону, что и цена. Теперь допустим, что после снижения цены на 5 % количество спроса увеличилось на 8 %:

V = 19 р./ед.х 54 ед. = 1026 р.

Ed = 8 / 5 = 1,6 > 1,0 – спрос эластичен.

Выручка увеличилась при снижении цены, то есть в обратном направлении и это произошло при эластичном спросе.

Приведенный пример иллюстрирует  правило:

1)   спрос по цене эластичен, если выручка изменяется в обратную изменению цены сторону;

2)   спрос имеет единичную эластичность, если при изменении цены выручка неизменна;

3)   спрос по цене неэластичен, если выручка изменяется в том же направлении, что и цена.

Графически эластичность спроса под влиянием различных факторов выражается в различном наклоне сегментов линии спроса относительно осей координат Qd или P (рис. 3.2).

 

clip_image017

Рис. 3.2. Общая форма кривой спроса

 

Наиболее иллюстративны при характеристике эластичности спроса следующие сегменты его линии (рис. 3.2).

Сегмент (a) – изменение цены в диапазоне P4P5 не влияет на количество спроса (Q1). Спрос абсолютно не эластичен: |Ed|®0. Таков, например, спрос на соль и на спички как общедоступные товары, рынок которых насыщен.

Сегмент (b) – изменение цены в диапазоне P3P4 вызывает относительно меньшее изменение количества спроса в сравнении с изменением цены. Спрос не эластичен: 0< |Ed|<1. Спрос по цене неэластичен на товары первой необходимости (например, хлеб, молоко).

Сегмент (c) – изменение цены в диапазоне P2P3 вызывает примерно одинаковое относительное изменение количества спроса в сравнении с изменением цены. Спрос имеет единичную эластичность: |Ed|~1.

Сегмент (d) – изменение цены в диапазоне P1P2 вызывает относительно большее изменение количества спроса в сравнении с изменением цены. Спрос эластичен:   |Ed|>1. Среди продовольственных товаров такой образец спроса характерен, например, для красной икры, рыбы ценных пород, бананов, цитрусовых.

Сегмент (e) – при цене P1 количество спроса может изменяться  под влиянием прочих факторов (цена не имеет значения).  Спрос в таком случае характеризуется как абсолютно эластичный:   |Ed|®0. Например, некоторые виды спиртных напитков (коньяк, вино лучших сортов) потребляются элитарной группой покупателей, для которых важнее престижности продуктов, чем цена.

Явление, когда спрос на продукт реагирует на изменение цены другого продукта (конкурента или комплемента) называется перекрестной эластичностью спроса по цене. В основе этого явления лежат эффекты замещения и взаимодополнения. Коэффициент перекрестной эластичности имеет вид:

clip_image019 

 

где EdАВ  — коэффициент перекрестной эластичности спроса для продукта A по цене продукта B;

ΔQА — изменение количества спроса на продукт А;

ΔРВ — изменение цены продукта B как заменителя или дополняющего продукта для продукта A.

Если значение коэффициента перекрестной эластичности высокое, то товары хорошо заменяют или дополняют друг друга и наоборот. Отличие в значении коэффициента перекрестной эластичности для заменителей и дополняющих товаров заключается в знаке коэффициента:

§  для товаров-заменителей при повышении (+) цены на товар В количество спроса на товар А повышается (+) и наоборот. В любом случае коэффициент положителен;

§  для дополняющих товаров при повышении (+) цены на товар В количество спроса на товар А снижается (-) и наоборот. В любом случае коэффициент отрицателен.

Знак коэффициента перекрестной эластичности позволяет выяснить, являются ли товары комплементами или заменителями.

Чем ближе значение коэффициента перекрестной эластичности к нулю, тем менее товары являются заменителями или в меньшей степени дополняют друг друга.

Чем выше значение коэффициента перекрестной эластичности, тем более хорошими заменителями или дополняющими друг друга являются товары.