Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Рыночный спрос, количество спроса и закон спроса

 Рыночный спрос, количество спроса и закон спроса

 

В сферу обмена (на рынок) каждый потребитель выходит со своими линиями потребления по цене и по доходу, потому что у каждого потребителя свой бюджет и свои потребности. Потребности – нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма – удовлетворяются при предъявлении спроса. Спрос – это экономическая категория, которая отражает отношения по поводу признания соотношения между количеством товара и уровнем его цены. Данные отношения потребители демонстрируют фактом покупки товаров. Пока товар не куплен, потребители сопоставляют свои потребности со своим бюджетом и с ценами. Результатом сопоставления является предъявление спроса, то есть  покупка определенного количества товара по определенной цене.

Общее количество купленного товара за определенный промежуток времени равно сумме количества товара, купленного каждым покупателем в разное время по разной цене. Средняя цена отражает результат принятия решения не одним покупателем, а многими.

Массовое явление, которое выражается в установлении соотношения между количеством спроса и ценой имеет силу закона спроса:  чем ниже цена, тем больше количество спроса, и наоборот.

Зависимость количества спроса от различных факторов можно описать с помощью корреляционного уравнения:

QD =b0 + b1х1 + b2х2 + b3х3 + b4х4 + b5х5 + b6х6+ b7х7 + b8х8,

где QD – количество спроса;

b— свободный член уравнения (отражает количество спроса, зависящее от неучтенных факторов);

b1, …, b9 — коэффициенты соотношения между факторами и количеством спроса, которые показывают, как изменится количество спроса в ответ на изменение фактора (х1, …, х8) на единицу;

х1  — цена продукта, для которого изучается спрос;

х2 — цены на товары-заменители;

х3 цены на товары-комплементы (дополняющие товары);

х4— средний доход на душу населения;

х5 — распределение доходов среди населения;

х6 — вкусы и предпочтения потребителей;

х7 — ожидания населения;

х8 — количество покупателей изучаемого продукта;

х9 — фактор времени, отведенного на покупку.

 

Главный фактор – цена. Цена вычисляется как средняя величина, то есть

clip_image012 

где Р  –  средняя цена, руб./ед.;

Р– цена при отдельной покупке, руб./ед.;

n   – количество покупок.