Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Система государственной поддержки агропромышленного комплекса

Система государственной поддержки агропромышленного комплекса и регулирование рынка сельскохозяйственных товаров

 

Способы регулирования аграрного рынка и поддержки товаропроизводителей, входящих в агропромышленный комплекс (АПК), отработаны в мировой практике и в России предусмотрены в законодательном порядке (например, в федеральным законе №100 «О государственном регулировании агропромышленного производства», июль 1997 г.).

Органы исполнительной власти обязаны стимулировать формирование рыночной системы сбыта и реализации продукции. Разработкой предложений по регулированию рынка занимается ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» (ФАРПР). Сотрудники ФАРПР анализируют состояние рынка и принимают меры по его стабилизации.

При нарушении баланса производства и потребления, а также при снижении рыночных цен государство выступает гарантом сбыта продукции. Гарантия сбыта осуществляется путем закупки продукции по гарантированным ценам. Закупленный излишек сырья и продовольствия направляется в запас, который в дальнейшем должен использоваться для регулирования количества предложения на рынке или для организации экспорта.

Стабилизации цен способствует также залог продукции.

Залог  продукции

Заготовительные и перерабатывающие организации могут кредитовать сельскохозяйственные предприятия под залог произведенной или будущей продукции.

В течение десяти дней после заключения договора залогодержатель (кредитор) выдает кредит по залоговой ставке. Размер залоговой ставки – величина кредита в расчете на единицу продукции, передаваемой под залог, — должна обеспечивать залогодателю безубыточное производство продукции, которая оплатит залоговый кредит. По окончании срока залога залогодатель обязан принять одно из двух решений:

      выкупить заложенную продукцию, то есть вернуть кредит с оговоренными в договоре процентами;

      известить залогодержателя (кредитора) о невозвращении кредита и передать ему по графику в соответствии с договором продукцию в количестве, соответствующем залоговой квоте.

Залоговая квота — минимальная или средняя величина среди наблюдавшихся значений выпуска продукции, которую залогодатель производил в течение нескольких последних лет. Такой подход к формированию залога гарантирует оплату кредита продукцией.

Залог позволяет снизить риск возможного падения цены и гарантирует сбыт продукции. Залоговая сделка формируется в условиях, когда залогодатель полагает, что рыночная цена окажется ниже залоговой ставки, или в случае дефицита собственных средств залогодателя для производства как альтернатива банковскому кредиту.

Интерес товаропроизводителя заключается в использовании залогового кредита для производства продукции в избытке над залоговой квотой и получением дохода от продажи этого избытка.

Интерес кредитора – получить продукцию не по цене продажи, а по затратам на ее производство, то есть сэкономить средства на закупке продукции.

Закупочные и товарные интервенции и регулирование цен

Для  стабилизации рынка могут осуществляться закупочные и товарные интервенции:

      закупочные интервенции в форме прямых закупок и залога осуществляются  в случаях,  когда рыночные   цены  опускаются ниже минимального уровня или товаропроизводители не могут реализовать продукцию из-за сокращения спроса;

      товарные интервенции проводятся в форме распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Осуществляются в случае дефицита продукции на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх установленного максимального уровня.

Закупки для федеральных государственных нужд и резервов осуществляет ФАРПР. Агентство также разрабатывает стратегию и тактику закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения максимального приближения рыночных цен к целевым ценам с учетом сложившихся погодных условий и рыночной конъюнктуры.

Целевая цена – это такой уровень цены, который обеспечивает с  учетом прочих форм государственной поддержки возмещение нормативных затрат на производство, уплату налогов и получение прибыли, достаточной  для  расширенного  воспроизводства в соответствии с целями экономической  политики   государства. Структура целевой цены аналогична структуре цены производства (к нормативным затратам прибавляется средняя нормативная прибыль). Целевые цены должны обеспечивать паритетное соотношение  цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

На рис. 6.7 показана принципиальная схема действия закупочной и товарной интервенции на рыночную цену.

 

clip_image063

Рис. 6.7. Положение минимальной и максимальной гарантированной цены

 

Если на рынке сложится цена на уровне РB (рис. 6.8а), который ниже заранее рассчитанного значения минимальной гарантированной цены PA, государство закупает излишек товара, сокращая количество предложения от величины QB до QA. Механизм саморегуляции рынка повышает цену до желаемого уровня PA.

Если рыночная цена PB выше максимальной гарантированной цены PA, государство продает на рынке недостающее количество продукции из ранее сформированных запасов. За счет товарной интервенции количество предложения увеличивается от QB до QA и вызывает снижение рыночной цены до требуемого уровня PA.

В 2002 г. в результате закупочных интервенций государством было изъято с рынка 2,7 млн т пшеницы и ржи. Поэтому в некоторых регионах среднерыночные цены повысились на 100 — 300 руб. /т.

В феврале 2004 г. правительство осуществило товарную интервенцию в объеме  1,5 млн. тонн  на рынке зерна, но количество предложенного дополнительно зерна оказалось недостаточным для изменения цены хлеба в сторону снижения.

Для проведения товарных интервенций необходимо предварительное создание товарных запасов в результате закупочных интервенций, для чего необходимы бюджетные ассигнования.