Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве

 

 

ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХОТНОШЕНИЙ

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

 

 

Рыночный механизм и особенности рыночных отношений в сельском хозяйстве

 

Взаимодействие экономических категорий в сфере обмена

 

При современном состоянии экономических отношений рынок, как сфера обмена, представляет собой общий порядок (структуру), при котором продавцы и покупатели обменивают товары на деньги или другие товары. Как экономическая категория рынок – совокупность социально-экономических отношений между людьми, складывающихся по поводу обмена товарами.

При обмене продукт труда становится товаром. Если в домашнем хозяйстве вырастили картофель, убрали и складировали его в хранилище, то с экономической точки зрения картофель пока не является товаром, потому что полезным этот продукт считается только для себя. Отношения по поводу признания полезности продукта для себя являются содержанием экономической категории индивидуальной потребительной стоимости.

Продукт становится товаром в процессе обмена после того, как полезность его признается обществом и отношения по поводу признания полезности продукта для общества становятся содержанием экономической категории общественной потребительной стоимости.

В процессе обмена формируется определенное количественное соотношение между товарами как потребительными стоимостями разного рода, а отношения по поводу количественного соотношения между потребительными стоимостями разного рода являются содержанием категории меновой стоимости.

Разнородные товары приравниваются друг к другу по количеству рабочего времени, необходимого для их воспроизводства при средних условиях. Это рабочее время называется общественно-необходимым рабочим временем (ОНРВ), поскольку признается обществом в процессе обмена.

ОНРВ – абстрактное понятие, потому что его величина отражает  не индивидуальные для каждого производителя, а средние условия производства. О величине ОНРВ получают представление путем сравнения натуральной единицы одного товара с  эквивалентным количеством другого товара. Эквивалентное количество товара формируется в результате конкурентной борьбы за покупателей, в результате чего затраты рабочего времени индивидуальных товаропроизводителей выравниваются в среднюю величину – ОНРВ. Например, если за 1 кг яблок дают 3 кг картофеля, то в одном килограмме картофеля воплощено столько же труда, сколько в 0,33 кг яблок.

Рисунок 1.1 позволяет получить представление о том,  каким образом взаимосвязаны потребительная стоимость, меновая стоимость и стоимость.

Допустим, что обществу необходимо в среднем 5 ед. затрат рабочего времени (ОНРВ) на производство продукта, имеющего потребительную стоимость в размере 5 условных единиц полезности. Вполне справедливо будет обменивать данный продукт на товары другого вида, дающие также 5 ед. полезности (потребительной стоимости). Меновая стоимость в этом случае составит 5:5=1:1 (на рис. 1.1а  точка M0).

Если потребители решат, что  полезность товара не  5 ед., а  9 ед.,  они  согласны  будут  отдать  за него  большее количество других

clip_image002

 

 

 

Рис. 1.1. Взаимодействие экономических категорий в сфере обмена

 

 

товаров: меновая стоимость изменится до соотношения 5:9 (точка M1 на рис. 1.1а). Наоборот, при уменьшении полезности товара для потребителей до единицы, производитель получит низкую меновую стоимость 5:1 (точка M2 на рис. 1.1а) и не сможет возместить полностью свои издержки на производство товара.

Независимо от того, во что обошлось производителю изготовление продукта, он не будет востребован покупателями и его обмен будет невозможен, если общественная потребительная стоимость этого продукта равна нулю. Меновая стоимость в таком случае составит 5:0 (точка M3  на рис. 1.1а).

Пусть теперь все производители производят продукт, имеющий стоимость 5 усл. ед., потребительную стоимость 5 усл. ед. и обменивают поэтому свой продукт по меновой стоимости 5:5 (точка M0 на рис. 1.1б). Если один какой-либо производитель (Z1) случайно имеет технически отсталое производство, его индивидуальные издержки будут выше, чем у остальных, например, 9 усл. единиц. Чтобы возместить расходы, такому производителю необходимо обменивать товар по меновой стоимости 5:9, то есть получать от покупателей на 4 единицы потребительных стоимостей больше, чем другим продавцам (точка Mна рис. 1.1б). Однако потребителям безразличны интересы производителя Z1, так как уже сформировано соотношение 5:5, в соответствии с которым и обменивается продукт (5 ед. полезности признано обществом за эталон — общественная потребительная стоимость). Поэтому производитель Z1 вынужден совершенствовать свое производство, либо прекратить изготовление столь дорогого продукта.

Производитель Z2, расходующий на производство продукта, например, 1 усл. единицу затрат, вполне может обменивать свой товар по меновой стоимости 5:1 (точка M2 на рис. 1.1б). Однако обществом уже признано, что такой продукт имеет потребительную стоимость 5 единиц (общественная потребительная стоимость). Поэтому производитель Z2 получит при обмене на 4 ед. потребительных стоимостей других товаров больше, так как меновая стоимость его товара 5:5. Так стимулируется экономия затрат на производство товаров.

При бартерных сделках процесс обмена завершается обменом товара на товар без участия денег как товара-посредника. При товарно-денежных отношениях меновая стоимость выявляется путем сравнения с единственным товаром, признанным эквивалентом для всех других товаров – золотом, которое стало выполнять функцию денег. Денежное выражение стоимости — цена — позволяет получить представление не только о признанном в товаре количестве рабочего времени, но и отражает влияние потребительной стоимости, в результате чего цена отклоняется  от  стоимости. Рыночная цена аккумулирует в себе все стороны отношений в сфере обмена. Цены информируют, какой товар нужен потребителю, с какими издержками его следует производить, для какой социальной группы населения его следует производить, какое качество товара целесообразно предлагать, в какое время и в каком месте лучше продавать.