Инвестиции в сельскохозяйственное производство, качество и конкурентоспособность продукции сельскохозяйственных предприятий — Уровень и тенденции регулируемых и свободных цен

Уровень и тенденции регулируемых и свободных цен на продукцию и услуги сельскохозяйственных предприятий.

Средние цены реализации продукции и тарифы на услуги предприятий АПК складываются как средневзвешенные величины выручки от реализации единицы продукции государственным заготовителям, потребительской кооперации, на крестьянском рынке и своим работникам в счет оплаты труда.

Наибольшее влияние на средние величины реализационных цен оказывают государственные закупочные цены, периодически повышаемые в связи с удорожанием используемых сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также инфляционными процессами. В связи с этим сложившийся уровень закупочных цен может быть оценен лишь путем их соизмерения с себестоимостью ёдиницы продукции. Причем средние цены реализации единицы продукции по тем или иным каналам складываются с учетом ее качества и сезонности продаж.

Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющейся рыночной среде. В среднереализованной цене таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется сельскохозяйственными кооперативами и совхозами по государственным закупочным ценам. Таким образом, все основные сельскохозяйственные продукты, реализованные по всем каналам, включая и государство (за исключением льнотресты и молока), в 1999 г. были рентабельными.

Различия в ценах реализации продукции государству и в целом по всем каналам были незначительными. Однако уровень рентабельности по большей части продуктов был крайне низким.

Эта ситуация сохраняется и в настоящее время. Нуждаются в существенном повышении закупочные цены на льнотресту, молоко, мясо крупного рогатого скота, свиней и птицы. Наиболее высокую рентабельность обеспечивают цены реализации картофеля, зерна и овощей.

В динамике последнего десятилетия имеет место устойчивая тенденция роста регулируемых, свободных договорных и рыночных цен на все сельскохозяйственные продукты, хотя и неодинаковыми, недостаточными темпами. На убыточные продукты эти цены должны незамедлительно повышаться, и притом более высокими темпами, хотя высокая себестоимость и низкая рентабельность многих видов продукции обусловлены субъективными факторами: низким уровнем интенсивности производства и хозяйствования. Бесхозяйственность же не должна покрываться повышением реализационных цен. Анализ структуры реализации продукции по каналам свидетельствует о том, что подавляющую ее часть колхозы и совхозы продают государственным заготовителям и перерабатывающим предприятиям. Денежные поступления от них составляют основу всей денежной выручки, в том числе и прибыли. Исключение — картофель и овощи, большую часть которых сельскохозяйственные предприятия продают на местных рынках. С развитием рыночных отношений будет возрастать доля продукции, реализуемой на местных рынках, в особенности посредническим агробиржам.

Существенная финансовая поддержка колхозам, совхозам и фермам республики оказывается в виде надбавок к закупочным ценам на животноводческие продукты из средств республиканского фонда, формируемого за счет отчислений 1,5 % денежной выручки несельскохозяйственных товаропроизводителей. Создаются для этих целей и местные фонды финансовой поддержки сельских товаропроизводителей. Надбавки к закупочным ценам на сырье в ряде случаев устанавливают и перерабатывающие предприятия. Надбавки к ценам на скот получают и личные приусадебные хозяйства, если они продают его государству через местные сельскохозяйственные предприятия в счет их договорных обязательств.