Инвестиции в сельскохозяйственное производство, качество и конкурентоспособность продукции сельскохозяйственных предприятий — Активизация привлечения средств

Активизация привлечения средств обеспечивается за счет:

— республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной нayки, местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, образуемых областными и Минским городским Советами депутатов; :

— республиканского бюджета — на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— республиканского фонда поддержки экспортеров — для реализации инвестиционных проектов производственного назначения агропромышленного комплекса, связанных с наращиванием экспортного потенциала и импортозамещением;

— местного (областного) дорожного фонда — на строительство и содержание внутрихозяйственных дорог на селе;

— резервного фонда Президента Республики Беларусь;

— республиканского и местных бюджетных фондов охраны

природы;

— населения и частного капитала — посредством развития рынка ценных бумаг, создания сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и т.д.);

— установления повышенного норматива отчислений в инновационный фонд, средства которого используются на финансирование производств, основанных на новых и высоких технологиях, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой продукции;

— совершенствования механизма конкурсного размещения инвестиционных ресурсов с целью реализации инвестиционных проектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы; .

— финансирования жилищного строительства и инфраструктуры в сельской местности из средств жилищно-инвестиционных фондов областей;

— льготного кредитования жилищного строительства с дифференциацией процентных ставок в зависимости от уровня экономического развития сельскохозяйственных организаций.

Убыточным и низкорентабельным хозяйствам следует выделять льготные кредиты для строительства и приобретения жилья на более благоприятных условиях — под 5 % годовых: сроком на 40 лет с отсрочкой начала погашения кредита на 6—10 лет; экономически развитым сельскохозяйственным организациям целесообразно выделять льготные кредиты на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.1996 г. N2 346, — под 5 % годовых сроком на 10 лет с отсрочкой начала погашения кредита на 3 года. При этом необходимо заключать трехсторонние договоры между финансирующим банком, сельскохозяйственной организацией и жильцом с целью реализации следующей схемы: банк предоставляет валютный кредит хозяйству, оно строит и предоставляет жилье своему работнику, а тот в свою очередь возвращает кредит и проценты по нему банку;

— внедрения элементов ипотечного кредитования строительства жилья на селе, где в качестве залога могут выступать земельный участок и строящийся жилой дом;

— расширения лизинговой деятельности, позволяющей вести расширенное производство при ограниченности финансовых ресурсов у производителя;

— создания на базе сельскохозяйственных организаций с низким уровнем платежеспособности совместных предприятий, а также со 100%-ным иностранным капиталом. В качестве первоначальной формы образования таких предприятий целесообразна передача государственных и коллективных сельскохозяйственных организаций в аренду физическим или юридическим лицам с правом выкупа имущества по рыночной его стоимости;

— создания различных интеграционных структур, в том числе аграрных финансово-промышленных групп, с задействованием акционерного капитала как источника корпоративного развития через дополнительную эмиссию акций, получающих широкое распространение на рынке инвестиций;

— совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в виде прямых инвестиций и кредитов для технического и технологического переоснащения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

С целью повышения инвестиционной активности агропромышленного комплекса на уровне государства предусмотрена реализация следующих мер:

— обновление и развитие законодательной и нормативной базы в области инвестиционной деятельности, приведение ее в соответствие с международными стандартами;

— разграничение функций в области инвестиций между республиканскими и местными уровнями;

— создание системы государственной инвестиционной поддержки с целью выравнивания производственных потенциалов областей;

— создание в рамках республиканского бюджета целевого инвестиционного фонда за счет концентрации средств для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов с новыми высокими технологиями;

— законодательное обеспечение ипотечного кредитования жилья, создание механизма его реализации.

Выход аграрного сектора из кризиса в значительной мере зависит от решения проблемы инвестиций, в которых доля иностранных (в их общем объеме) должна существенно возрасти. На данном этапе зарубежные инвестиции способны стать катализатором экономического роста. Однако при всей важности внешнего инвестирования необходимо рассчитывать главным образом на собственные средства.