Экономика и организация сельскохозяйственного производства — Земельные фонды и их структура

Земельные фонды и их структура

Земельный фонд Республики Беларусь представляет собой все земельные ресурсы страны. Особенности и назначение единого земельного фонда как объекта собственности и хозяйствования определили необходимость его учета по целевому назначению, хозяйственному использованию, качественному состоянию и административно-территориальному делению.

В соответствии с целевым назначениемединый земельный фонд подразделяется на шесть основных категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

З) земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли лесного фонда;

5) земли водного фонда;

6) земли государственного запаса.

Кроме того, по каждому землепользователю проводится учет земель по характеру их хозяйственного использования(пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, леса, земли под водой и пр.).

В Республике Беларусь земельные фонды учитываются так жe и по административно-территориальному делению (по областям и районам).

В составе земельного фонда АПК различают: общую земельную площадь и площадь сельскохозяйственных угодий.

К общей земельной площади относятся вся территория, закрепленная за землепользователем, а к сельскохозяйственным угодьям земли, пригодные и систематически используемые для ведения сельскохозяйственного производства (пашня, многолетние угодья, сенокосы и пастбища).

Структура сельскохозяйственных угодий может изменяться. Переход одного вида территории в другой называется трансформацией сельскохозяйственных угодий.

В составе общего земельного фонда наибольший удельный вес занимают землепользования сельскохозяйственных (около 60 %), лесохозяйственных предприятий и госзапас (менее 40 %).

Состав общей земельной площади и распределение сельскохозяйственных угодий по видам и зёмлепользователям определяются ежегодно по состоянию на I января на основании данных специальной статистической отчетности, осуществляемой Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.

За последние 20 лет в земельном фонде Республики Беларусь произошли значительные структурные изменения. Уменьшение площади земель сельскохозяйственных предприятий и граждан обусловлено в основном исключением из их состава земель, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, передачей лесов с/х организаций в состав государственных лесохозяйственных предприятий, изъятием земель для размещения народнохозяйственных объектов, их передачей в состав особо охраняемых территорий.

В целом территория Республики Беларусь характеризуется большой распаханностью, в то же время высокая интенсивность использования земель сочетается со сложными природными условиями и культурно-технической неустроенностью земель. Из 9076 тыс. га сельскохозяйственных земель Республики Беларусь 8156 интенсивно используется, и в то же время 55 подвержены эрозии, 103 заболочены, около 90 заросли кустарником и мелколесьем, 550 засорены камнями, 1328,5 тыс. га загрязнены радио-нуклидами цезия- 137 (с плотностью загрязнения более 1 Кu/км2).

Общая площадь земель составляет 20759,6 тыс.га.

Кодекс Республики Беларусь о земле. Мониторинг земель.

Принятый 11.12.1990 г. и действующий с 01.01.1991 г. Кодекс о земле с изменениями и дополнениями пересмотрен и одобрен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25.11.1998 г. и введен в действие в 1999 г. Данный документ регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Он состоит из 16 разделов, 17 глав и 141 статьи.

Мониторинг земель— это система наблюдений за использованием почв и состоянием земельного фонда, в том числе расположенных в зонах радиоактивного и других видов загрязнений, для своевременного выявления изменения почв, определения их состояния, а также для выработки мер по предупреждению и устранению последствий негативных воздействий.

Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:

1.Мониторинг земельного фонда.

2.Агропочвенный мониторинг.

3.Мониторинг техногенного загрязнения земель.

Главная задача мониторингаземель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействий.

Основной территориальной единицей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель осуществляются обобщение первичной информации, оценка их состояния, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Мониторинг земель ведется по единой для страны методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь.

Работы по мониторингу земель осуществляют Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.