Инвестиции в сельскохозяйственное производство, качество и конкурентоспособность продукции сельскохозяйственных предприятий — Система цен и тарифов в сельском хозяйстве

Система цен и тарифов в сельском хозяйстве. Государственное регулирование цен на аграрном рынке.

На внешнем и внутреннем рынках сложилось множество цен на продукцию и услуги отечественного АПК. Высшим их уровнем должны служить цены мирового рынка, которые призваны возмещать затраты на производство, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям (включая таможенно — тарифные налоги и сборы) с прибавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвижения экспортируемых товаров. Такие цены формируются под влиянием спроса и предложения и регулируются монополистическими объединениями стран-экспортеров и импортеров.

На отечественном рынке высшим уровнем должны служить розничные цены,возмещающие производителям продукции издержки производства и прибыль, заготовителям и торговым предприятиям — торгово-заготовительные издержки и прибыль. Однако на практике розничные цены на отдельные социально значимые продукты первой необходимости могут устанавливаться государством на уровне ниже закупочных, и разница возмещается за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных централизованных фондов. Розничные цены устанавливаются на продукты реализуемые в государственной розничной сети И комиссионной торговле потребкооперации.

Наиболее распространенными в АПК являются государственные закупочные цены,по которым заготовители и перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию у колхозов, совхозов, фермеров и населения в счет госзаказа и помимо его. Указанные цены утверждаются республиканскими и местными ценообразующими органами в директивном порядке. На уровне республики таким органом является Комитет цен при Министерстве экономики Беларуси, а на уровне областей — облисполкомы.

На общереспубликанском уровне утверждаются и корректируются по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, фабричную сахарную свеклу и льнопродукцию, а на областном уровне — на продукцию локального производства и потребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельные социально значимые продукты массового потребления подвергаются централизованным ограничениям (ряд мясо — молочных продуктов и хлебокондитерских изделий). Государственные закупочные цены призваны возмещать издержки производства и минимально необходимую прибыль каждому нормально работающему субъекту хозяйствования.

Наряду с закупочными широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий АПК, реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок.

В основе таких цен лежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий АПК.

По мере развития рыночных отношений предприятий АПК в большее распространение получают свободные цены крестьянского рынка, где хозяйствующие субъекты (коллективные, частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.

Наконец, все большее распространение начинают получать, внутрихозяйственные планово-учетные и расчетные ценыв условиях арендных отношений и внутрихозяйственного расчета. За основу планово-учетных цен, по которым структурные подразделения приобретают у административных служб или управленческих кооперативов сырье и материалы (семена, корма, удобрения), принимаются себестоимость этих материал собственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов. Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главным образом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах.

В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями.

Государственные оптовые цены регулируются на средства производства, реализуемые агропромышленным предприятиям: сельскохозяйственную технику, транспортные средства, сырье, топливо и материалы. Это разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.

Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средства производства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Все они также подвергаются централизованному регулированию со стороны ценообразующих республиканских и местных органов.