Лесоустройство: виды пользования лесом и древисиной — Организация лесоуправления

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ

Завершающим разделом проекта организации и развития лесного хозяйства предприятия является проект организации лесоуправления. Хотя в порядке составления проекта органи­зации и развития лесного хозяйства этот вопрос излагается последним, в методическом отношении ряд его составных ча­стей решается в самом начале — на первом лесоустроительном совещании (границы устраиваемого объекта, деление лесхоза на лесничества). Основная же часть вопросов организации лесоуправления разрабатывается лесоустройством на заключи­тельном этапе работ, после второго лесоустроительного сове­щания.

Некоторые из этих вопросов рассматриваются в течение всего цикла лесоустройства. Следовательно, эти вопросы все время находятся в поле зрения лесоустроителя.

Задачи лесоустройства при разработке проекта лесоуправ­ления заключаются в следующем:

1) уточнении границ и месторасположения центров админи­стративно-хозяйственных единиц (лесхозов, леспромхозов и лес­ничеств), которое производят на основании всестороннего анализа и оценки существующего деления и сложившейся си­стемы управления;

2) разделении лесничеств на обходы, мастерские и техниче­ские участки;

3) установлении штатов инженерно-технических работников, состава и численности лесной охраны, необходимых для осуще­ствления надлежащего лесоуправления и выполнения намечае­мых лесоустройством видов и объемов лесохозяйственных меро­приятий;

4) обеспечении предприятия постоянными квалифицирован­ными кадрами рабочих, необходимых для выполнения плана хозяйства;

5) определении затрат на содержание административно-уп­равленческого персонала.

Решение указанных вопросов должно основываться на су­ществующей системе управления, действующих штатных рас­писаниях и нормативах в лесном хозяйстве. При необходимости в эти общие положения должны вноситься коррективы приме­нительно к местным условиям устраиваемого объекта с таким расчетом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные усло­вия для ведения лесного хозяйства в соответствии с установ­ленными направлением развития его, видами и объемами лесо-хозяйствен»ых мероприятий/на ревизионный период.

Лесохозяйственное предприятие осуществляет комплекс работ по ведению лесного/хозяйства и является первичным ор­ганом государственного/управления лесным хозяйством. В уст­раиваемых объектах лесоустройство, как правило, имеет дело с ранее установленным делением на административно-хозяйст­венные единицы?—Лесохозяйственные предприятия делятся на лесничества, а последние — на технические и лесные мастерские участки (обходы). В состав предприятий могут входить цеха по переработке древесины, ремонтные, лесозаготовительные (лесопункты), сельскохозяйственные и другие специализирован­ные подразделения. Задача лесоустройства заключается в том/ чтобы на основе анализа оценить существующее деление исходя из степени соответствия его поставленным задачам по развитиюлесного хозяйства на ревизионный период и опыта прошлой хозяйственной деятельности.

Изменения в разделении лесхоза на лесничества, уточнения границ лесничеств могут быть вызваны возросшим уровнем ин­тенсивности лесного хозяйства, которым обусловливается боль­шая дробность деления, а также вытекать из намечаемых видов, объемов и территориального размещения различных ра­бот на предстоящий ревизионный период.

В тех случаях, когда лесоустройством намечается значи­тельное расширение видов и объемов лесохозяйственных работ и лесоэксплуатационной деятельности, возникает необходимость разукрупнения лесничеств, изменения их численности и терри­ториального размещения. В лесхозе, как правило, не должно быть более 6—7 лесничеств. В лесах I и II групп, в районах, где отсутствуют специализированные лесозаготовительные пред­приятия, при соответствующих запасах эксплуатационного фонда при лесхозе может быть организован лесопункт с объ­емом лесозаготовок не менее 30 тыс. м3в год.

При лесхозе могут быть созданы на правах отдельных це­хов: объединенный нижний склад, транспортно-ремонтный, цех переработки древесины и другие специализированные цехи. В зоне интенсивного лесного хозяйства, где в общем объеме производства промышленная деятельность имеет большой удельный вес, могут создаваться производственные лесохозяй-ственные объединения на базе наиболее ‘Крупного головного , предприятия (лесхоза). В объединение на правах филиалов ‘ включаются 3—5 лесхозов в радиусе до 100 км. Лесхозы, вхо­дящие в состав объединений, должны выполнять главным об­разом лесохозяйственные функции.

В объединении на правах отдельных структурных подраз­делений целесообразно иметь крупные цехи по переработке низкосортной древесины и отходов с объемом производства не менее 50—100 тыс. м3, а также транспортно-ремонтные, строительные, подсобные сельскохозяйственные, животноводче­ские и др. При наличии значительных площадей спелых древо-стоев, а также перспектив расширения рубок промежуточного пользования в объединении следует иметь один или несколько специализированных лесопунктов. При небольших объемах производства лесозаготовительные работы могут выполняться силами лесхозов.

Рассматривая вопрос о размерах лесохозяйственных пред­приятий и их структурных подразделениях, лесоустройство должно исходить из проектируемых на ревизионный период | видов и объемов лесохозяйственной и промышленной деятель­ности, соответствующих назначению лесов и целям выращива­ния. Оптимальные варианты решения должны предусматривать такие соотношения различных видов деятельности, при которых обеспечивается достижение главной цели лесохозяйственного производства — высокопродуктивного лесовыращивания, т. е. чтобы другие виды деятельности не подменяли, а дополняли основную лесохозяиственную деятельность.

Изменения и уточнения существующих границ лесхозов и лесничеств, обусловленные перспективными потребностями хо­зяйства, должны создавать большие удобства для управления и отвечать требованиям охраны леса. Необходимо при этом учитывать особенности пространственного размещения лесов, густоту и размещение дорог и населенных пунктов.

В многолесных районах, освоенных промышленной лесоэкс-плуатацией, следует стремиться к согласованию администра­тивно-хозяйственного разделения с эксплуатационными. Такое согласование облегчает оперативную деятельность по контролю за проведением лесоэксплуатации. Целесообразно, чтобы лесо-сырьевые базы лесозаготовительных предприятий не дробились между несколькими лесничествами, а территория лесничества целиком входила в состав эксплуатационного района.

С точки зрения удобства и действенности связей с местными административными органами важно, чтобы границы лесхозов и лесничеств находились в пределах установленных границ ад­министративных районов. В среднелесистых местностях границы лесхозов целесообразно совмещать с границами административ­ных районов. В малолесных районах лесной фонд лесхоза мо­жет занимать территорию нескольких районов, однако не еле- ‘ дует допускать, чтобы в пределах одного района находились отдельные части нескольких лесничеств.

На основании закономерностей изменения размеров пред­приятий, анализа сложившихся на практике размеров и опыта передовых предприятий, а также соответствующих расчетов возможны такие оптимальные размеры предприятий лесного хозяйства, по Г. М. Киселеву (табл. 13).

В некоторых районах высокоинтенсивного развития комплек­сного лесного хозяйства организация лесоуправления может иметь специфические особенности. Так, в республиках Прибал­тики, осуществляющих комплексное ведение лесного хозяйства, структура организации лесоуправления, как правило, характе­ризуется схемой леспромхоз (лесхоз) — лесопункт (лесниче­ство) — мастерский участок. Здесь наблюдается более высокая дробность выделяемых единиц, отвечающая требованиям высо­коинтенсивного лесного хозяйства. В Литовской ССР лесхозы площадью 20—30 тыс. га включают лесничества величиной 2—3 тыс. га. В Латвии при средней площади леспромхоза 60 тыс. га площадь лесопунктов — лесничеств не превышает 7—8 тыс. га, а мастерских участков 800—900 га.

Структура низового лесохозяйственного звена в настоящее время мобильна. На смену существующим обходам и техниче­ским участкам, возглавляемым соответственно лесниками и уча­стковыми техниками, приходят мастерские участки и во главе с мастером леса — низовым организатором всех лесохозяист-, венных работ на закрепленной за ним территории гослесфонда. В этом случае из структуры лесоуправления исключаются уча­стковые техники, достигается приближение руководства к не­посредственному исполнению при неизмеримо возрастающей роли мастера леса. Наиболее рациональное использование ап­парата управления лесничеством достигается в тех случаях, когда на лесничего и его помощника приходится по 6—8 ма­стерских участков.

В особо интенсивных и небольших хозяйствах, например в пригородных лесах I группы, когда возникает необходимость организации специальной охраны леса, в составе мастерского участка могут быть организованы один или несколько обходов, возглавляемых лесниками, выполняющими функции охраны леса.

Большое значение для организации лесоуправления и опе­ративной деятельности по лесоохранению имеет постоянная связь между лесхозом и лесничествами. В освоенных средне-и малолесистых районах с высокой плотностью населения, гу­стой сетью дорог и телефонной сети связь между структурными подразделениями и персоналом лесной охраны осуществляется по телефону. В многолесных районах, где административно-хозяйственные единицы занимают обширные площади при от­сутствии или слабом развитии дорожной сети, связь осуществ­ляется посредством радиостанций.

При составлении проекта организации и развития лесного хозяйства лесоустройство должно предусмотреть систему и средства внутрихозяйственной связи и соответствующие затраты на ее развитие и эксплуатацию. После разделения лесхоза на административно-хозяйственные единицы и единицы охраны леса, учитывая проектируемый объем, виды и территориальное размещение различных работ на предстоящий ревизионный пе­риод, лесоустройство должно определить потребности хозяйства в штатах инженерно-технических работников, лесной охраны и обслуживающего персонала по каждому лесничеству и лесхозу в целом.

•Для предприятий лесного хозяйства в настоящее время нет достаточно обоснованных нормативов численности работников управленческого аппарата. Поэтому лесоустройство должно руководствоваться при разработке данной части проекта орга­низации и развития лесного хозяйства действующими штатными расписаниями, которые сложились на основе временных типо­вых штатов и их изменений.

При наличии в лесхозе или при проектировании на пред­стоящий ревизионный период ‘Крупных базисных питомников, лесосеменных плантаций или других специализированных хо­зяйств лесоустройство должно предусмотреть обеспечение за­трат на содержание персонала, занятого в указанных хозяй­ствах.

Далее лесоустройство рассматривает вопросы кадров организации труда, решение которых определяется целями хо­зяйства, объемами и видами предстоящих лесохозяйственных работ. От правильного решения этих вопросов во многом зави­сит реальная выполнимость всего проекта организации и раз­вития лесного хозяйства.

Расчеты трудовых затрат лесоустройство выполняет на ос­нове укрупненных нормативов по соответствующим разделам проекта организации и развития лесного хозяйства. На основа­нии опыта прошлой хозяйственной деятельности и проектируе­мых видов и объемов работ на предстоящий ревизионный пе­риод лесоустройство определяет ориентировочную потребность в кадрах постоянных и временных рабочих и их территориаль­ное размещение в лесхозе. Установленные та^им образом чис­ленность и размещение постоянных рабочих, а также ИТР и лесной охраны являются основой для намечаемых объемов ра­бот, размещения жилищного строительства и служебных на­делов. После произведенных расчетов численности ИТР и лесной охраны, затрат на его содержание составляется смета админи­стративно-управленческих расходов, которая должна сопостав­ляться с расходами по этой статье на год лесоустройства.

Проектируемым расходам на лесоуправление лесоустрой­ство дает экономическую оценку. При этом устанавливается размер управленческих расходов, приходящихся на 1 га лесной площади устраиваемого объекта. Важным показателем, харак­теризующим уровень интенсивности лесного хозяйства, является соотношение затрат на лесоуправление и общих расходов на капитальное строительство и операционные расходы. Необхо­димо также сравнить затраты на управление с ожидаемой сум­мой всех лесных доходов.

Рассматриваемые в совокупности эти показатели позволяют судить о том, насколько составленный проект организации ле-соуправления отвечает условиям и плану хозяйственной дея­тельности на перспективный период и в какой мере он согла­суется с общими требованиями экономии труда и нормами затрат на управление хозяйством. Особое место в совершенст­вовании планирования и управления лесохозяйственным про­изводством в связи с лесоустройством занимает применение экономико-математических методов и средств вычислительной техники.

Многофункциональный характер лесного хозяйства, длитель­ность процесса лесовыращивания, взаимосвязи его с природно-климатичеокими условиями и естественными процессами роста насаждений обусловливают многочисленные сложности реше­ния задач управления лесохозяйственным производством. Эко­номико-математические модели, описывающие процессы охраны и воспроизводства лесных ресурсов, являются мощными сред­ствами решения задач по оптимизации процессов производства и управления в лесном хозяйстве. Для решения задач плани­рования и управления лесохозяйственным производством при­меняют конструктивные модельные разработки и соответствую­щие комплексы программ.

Необходимое условие эффективного использования эконо­мико-математических моделей — включение их в технологиче­скую цепь планирования и управления лесохозяйственным производством. Наличие соответствующей технической базы и достаточно большого количества программ позволяет перейти к созданию интегрированных систем обработки данных и авто­матизированных систем управления. В этом направлении важна разработка АСУ охраны леса — одна из подсистем АСУ лесное хозяйство.

Организационная структура АСУ охраны леса включает сеть диспетчерских центров, работающих под управлением со­юзного или союзно-республиканского центра оперативного управления, которые осуществляют взаимодействие подразде­лений авиационной и наземной охраны лесов. Функционирова­ние этой системы обеспечивает точный учет и прогноз горимо-сти лесов, оптимальное планирование, развитие и размещение лесопожарных служб, назначение оптимальных режимов ра-

боты подразделений авиационной и наземной охраны лесов, оперативное маневрирование силами и средствами пожароту­шения, оценки результатов производственной деятельности и эффективности лесопожарных служб.

Основными компонентами технической базы АСУ охраны леса являются ЕС ЭВМ среднего класса с соответствующими им средствами телеобработки данных. Банк данных о лесных пожарах и централизованный фонд метеоданных служат ин­формационной базой для решения основных задач оптималь­ного планирования и управления охраной лесов.

Первая очередь этой системы функционирует применительно к авиационной охране лесов, как наиболее организованному и оперативному виду специализированной лесопожарной службы, обеспечивающей обнаружение пожаров на 92 % и тушение на 73 % охраняемой площади государственного лесного фонда.

Опыт реализации оптимальных схем и режимов работы авиалесоохраны, содержащихся в АСУ охраны леса в ряде районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, свидетельствует о существенном повышении обнаружения и своевременности тушения лесных пожаров, снижении размеров пройденной ог­нем площади, а также более рациональном использовании тру­довых и материальных ресурсов.